«Щоденники Майдану»: люди VS история
Школа арт-журналистики Гогольфеста. Текст: Алина Поликовская
17 сентября в малом зале театра имени Франко показали «Дневники Майдана», работу драматурга Натальи Ворожбит и Андрея Мая. Как и Майдан, идея спектакля возникла стихийно. Недалеко от центра событий, в кафе собрались неравнодушные драматурги и стали обсуждать то, что разворачивалось просто сейчас за окном. В результате они поняли – надо писать!
Так в детском танцевальном клубе «Дельфин» появилась штаб-квартира украинской новой драмы, куда прямиком с Майдана потянулись люди. И каждый со своей историей. 89 часов видео, почти 40 – аудиозаписей. Как результат – полноценная пьеса.
Камерный, как и атмосфера в зале, спектакль с самого начала погружает в атмосферу революционной зимы. Краткий опрос: «Были ли вы на Майдане? Что для вас Майдан?» запускает механизм рефлексии. И когда настройка произведена, начинается действие, если так можно назвать то, что происходит на сцене. По одному актёры рассказывают истории. И происходит нечто удивительное. Проступают голоса! Скажем, говорит взрослый мужчина, а ты слышишь 19-летнего парнишку, его страхи и боль. В этом сила документального театра.
Но и зрители не безучастны. Вместе с актёрами, поют Гимн и, точно так же как герой пьесы, не могут сдержать слёз. Одного парня приглашают на сцену. И ему это, кажется, нравится. «Я не шокирован», — признаётся в антракте тридцатилетний Руслан, случайный участник постановки. – «Учитывая формат спектакля, мне нравится такая форма подачи. Она имеет право жить. Это задевает людей. И прежде всего, потому что близки события. Все это пережили.»
«А я думаю, не важно, что рассказывают актёры со сцены» — добавляет его спутница Катерина, ей 29. – «Будь это абсолютно другая постановка, люди точно так же будут откликаться, участвовать».
Второй акт, начинается с интервью казаков. Ты слушаешь рассказы этих нескладных парней: про хоккей на Майдане, потерянные вставные зубы, и становится так легко, что даже возникает шальная мысль: а вдруг всё обойдётся?.. Но в реальность возвращает простая, лаконичная фраза: «Багато хто з козаків загинув під час штурму
18-20 лютого. Але поки що вони живі…» «Зря мы пришли…» — роняет девушка на ступеньках театра. «Почему?» — спрашиваю, догоняя. «Не в смысле, что постановка плохая», — смущается Татьяна, ей 18. – «Она замечательная. Просто воспоминания неприятные. Я тогда училась в центре, в 117 школе и была рядом. Видела всё. Переживала очень.»
«Не то, чтобы это не хорошо. Это не всегда легко.» — помогает дочери Наталья. «У меня даже сейчас голос дрожит. Но полезно иногда переосмыслить прошлое. Ты вспоминаешь себя, каждый день, который начинался с новостей. Открываешь глаза, включаешь компьютер… Я, вообще, не представляла, что это будет, в какой форме. А у них это всё построено на диалоге со зрителем. Для меня это было неожиданно. Интересно. На новую подобную постановку я бы пошла. Но вот пересматривать «Дневники» снова и снова просто нет сил».
Хотя трудно не только зрителю. «Даже сегодня один актёр признавался, что ему сложно: я вижу людей, я голый! И да, они голые. И это сознательно. Мы все голые, когда честные» — делится режиссер и автор постановки Андрей Май. – «Но у нас не было задачи создать образ, копировать людей. Нам было важно понять их позицию. Для этого актёры смотрели записи и даже встречались с прототипами. У нас открытый приём и минималистические выразительные средства. Только свет и это зеркало. И каждый монолог – это человек с определенной позицией, которую мы пытались транслировать.
Знаете, за рубежом после спектакля подходили люди и говорили: мы узнали не историю, а то, какие вы люди. Это самое важное для меня. Так в Вене один человек сказал: значимо, что в вашей стране есть гуманизм, то, что я чувствую через спектакль. Потому что в моей Австрии эта тема давно вымещена темой толерантности. А здесь спектакль о чистом гуманизме, о котором я уже не задумываюсь».